Сергей Цивилев выступил перед кузбассовцами с Бюджетным посланием
Сегодня в Кемерове состоялась 7 сессия Совета народных депутатов Кемеровской области. В сессии приняли участие губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, депутаты областного Совета, депутаты Госдумы Федерального Собрания РФ, руководители территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти в Кемеровской области, заместители губернатора, главы и заместители глав муниципальных образований Кемеровской области, руководители общественных организаций, представители молодежного парламента Кузбасса.
 
С Бюджетным посланием и ежегодным отчетом о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области выступил губернатор Сергей Цивилев.
 
«Сегодня нам предстоит обсудить итоги нашей работы за 2018 год и рассмотреть Закон об Областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Пожалуй, это самое важное событие года, потому что бюджет – это главный денежный фонд области, не просто наши доходы и расходы. Это зеркальное отражение состояния региона, выбор приоритетов его социального и экономического будущего, а по большому счету, это своего рода стратегический манифест, который определяет вектор нашего развития на перспективу», — подчеркнул Сергей Цивилев.
 
Реализация новых проектов обеспечила рост экономики Кузбасса на 3 % к уровню 2017 года. По итогам 8 месяцев 2018 года Кемеровская область заняла I место в рейтинге регионов по динамике заработной платы. Сегодня она составляет 36 тыс. 254 рубля. Увеличение на 14,8 %.
 
Губернатор сообщил, что заработная плата будет увеличиваться поэтапно. Первый рост на 5 % ожидает всех работников бюджетной сферы уже с 1 января 2019 года.
 
Отдельный блок своего выступления губернатор посвятил подготовке к 300-летию открытия Кузбасса. Подготовка к празднованию всекузбасского юбилея, который отметим 6 июля 2021 года, уже началась.
 
Региону предстоит реализовать много важных проектов, которые сделают жизнь людей лучше — построить новые дороги, больницы, школы, реализовать новые социальные программы. Фактически, подготовка к 300-летию является первым этапом Стратегии-2035. Обратный отсчет – тысяча дней – уже идет. Осталось 958 дней.
 
В рамках Стратегии-2035 в ближайшие три года будет проведена работа по двум главнейшим направлениям: создание условий для экономического роста и развитие человеческого капитала. Каждое направление объединяет по четыре стратегических раздела.
 
Первый раздел: «Эффективные инвестиции — динамичное развитие промышленности и АПК».
 
В развитие угольной отрасли до 2021 года будет инвестировано более 350 млрд рублей. Эти средства пойдут не только на увеличение добычи угля, но и на обеспечение роста его обогащения. До 2021 года будет введено три угледобывающих предприятия. При этом будет строго осуществляться контроль по выполнению руководством предприятий экологических норм.
 
В результате к 2021 году Кузбасс преодолеет порог по добыче в 280 млн тонн угля в год. Предприятия могут добывать больше угля. Но планы по добыче скоординированы с планами развития РЖД.
 
В металлургической отрасли поставлен акцент на увеличение объемов производства через технологический рост. В планах: внедрение новых технологий, модернизация, технологическое перевооружение предприятий.
 
«ЕВРАЗ ЗСМК» ведет масштабную модернизацию. Объем инвестиций – 40,3 млрд рублей. В 2021 году откроется литейно-прокатный комплекс, где будет выпускаться совершенно новый для Кузбасса вид продукции – листовой прокат. К 2020 году будет налажен выпуск рельсовых плетей длиной 800 м. Такие рельсы используются при строительстве «бархатного» бесстыковочного пути.
 
В мае текущего года на Петербургском экономическом форуме подписано соглашение с французской компанией (Air Liquid) о реализации на площадке ЕВРАЗ ЗСМК проекта по производству промышленных газов для технологических нужд комбината, для других предприятий Кузбасса, для медицины. Новое оборудование будет на 30 % эффективнее прежнего. Две кислородные установки будут запущены в 2021 году. Вложения в новое производство составят 9,8 млрд рублей.
 
Для расширения ресурсной базы ЗСМК ведет реконструкцию Таштагольской шахты. Планируется увеличение добычи руды в 1,6 раза. Тем самым ЗСМК обеспечит собственную сырьевую безопасность. Сохранится градообразующее предприятие, откроются новые рабочие места.
 
На базе «Сибирской горно-металлургической компании» в этом году стартовало несколько больших проектов, связанных с инновационным производством главного продукта корпорации – ферросиликомарганца для сталеваров. Объем инвестиций составит порядка 5 млрд рублей. Сроки реализации – 2018 – 2020 годы.
 
За 2019-2021 годы в химической отрасли будет совершен рывок. Для этого запланирован целый комплекс инвестиционных проектов. На крупнейшем химическом предприятии области КАО «Азот» откроется завод современных пластиков. Здесь стартует производство новых высокорентабельных продуктов – инженерных пластиков и компонентов, необходимых для производства стекла и взрывчатых веществ.
 
В 2019 году Центр передового земледелия «СДС-Азот» совместно с ООО «Агро» планируют значительно расширить производство установок для внесения удобрений в почву. Как показывает практика, такой способ позволяет увеличить урожайность в два раза. Новую технику уже оценили сельхозпроизводители из Кузбасса и соседних регионов.
 
Киселевское предприятие ОАО «Знамя» начнет производить главный компонент для взрывчатки. Именно кузбасское предприятие создаст реальный аналог импортного компонента, который сегодня страна покупает у Франции и Германии.
 
На новый виток развития выйдет нефтепереработка. В следующем году будет достроена вторая очередь Яйского нефтеперерабатывающего завода. Это позволит повысить глубину переработки нефти с 56 % до 75 %, и тем самым повысить качество бензиновых фракций. Предприятие начнет выпускать бензин Евро-5.
 
С 2019 по 2021 годы в машиностроении Кузбасса внимание будет сконцентрировано на многих инвестиционных проектах. На Восточном экономическом форуме подписано соглашение об организации сборки автобусов марки «Ютонг». Их сбор будет осуществляться на базе предприятия «Кузбассавто» в Ленинск-Кузнецком районе. Первоначальный объем инвестиций составит порядка 400 млн рублей.
 
Прокопьевское предприятие «КузбассГрупп» создает подразделение по ремонту и изготовлению гидроцилиндров для тяжелой спецтехники угледобывающих предприятий и строительной техники разных производителей. Производство стартует в 2019 году. Это даст нашим производителям существенную экономию средств и независимость от иностранного производителя. Стоимость проекта составит 1,4 млрд рублей.
 
Машиностроение должно стать ключевой отраслью территорий опережающего социально-экономического развития в Анжеро-Судженске, Юрге и Новокузнецке.
 
Запланирован серьезный прогресс и в аграрном секторе. Кузбасс заявил о себе как регион, где создаются инновации для аграриев. Кузбасское село будет цифровизировано. Готовится концепция, которая поможет войти в программу Минсельхоза РФ «Цифровое сельское хозяйство», стать одним из пилотных регионов по трансформации АПК.
 
Ведется работа над наращиванием экономической эффективности товаропроизводителей. Для этого с 2019 года государственная поддержка аграриев из областного бюджета будет удвоена. Она составит 727 млн рублей. Эти деньги помогут в борьбе с лейкозом. Также выделяется субсидия на каждый литр реализованного молока. Отдача от этих вложений должна быть максимальной. Стоят и другие задачи в сфере АПК. Ввод в оборот неиспользуемых и брошенных земель, сохранение поголовья крупного рогатого скота, поддержка животноводства. Масштабные планы помогут нарастить объемы производства, которые позволят прийти к самой главной для нас цели – продовольственной самообеспеченности, продовольственной безопасности региона. В развитие сельского хозяйства за три года будет направлено 5,5 млрд рублей бюджетных средств.
 
Второе направление Стратегии – «Поддержка предпринимательства. Необходимо сделать предпринимательство реальной точкой роста. Владимир Путин поставил цель: к 2024 году увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 40 %. В Кузбассе поставлена более высокая планка. Сегодня в регионе доля предпринимательства составляет более 16 %. Значит, нам нужен скачок вперед. Роль бизнеса за 6 лет должна увеличиться почти в 2,5 раза. В 2018 году оборот малых и средних предприятий вырос на 7 %. При этом доля малого бизнеса в объеме государственных закупок выросла также на 7 %. Сегодня в малом бизнесе занято 290 тыс. кузбассовцев. Предлагается расширить поддержку. В 2019 году начнет работу региональный экспортный центр. Он поможет увеличить объем несырьевого экспорта малых предприятий. Еще одна мера — создание для малых предприятий промышленных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой. В первую очередь такие площадки заработают в Анжеро-Судженске, Кемерове, Осинниках.
 
Третье направление «Транспортный прорыв – современная инфраструктура». 15 августа 2019 года будет введена в эксплуатацию первая за Уралом автомагистраль Кемерово – Ленинск-Кузнецкий с максимальной разрешенной скоростью 130 км/час. Будет проведен ремонт участка Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк, откроется движение со скоростью 110 км в час.
 
К 300-летию Мариинска (1 августа 2020 год) планируется запуск финального участка федеральной трассы в обход города. К концу 2020 года – завершится проектирование обхода столицы Кузбасса с мостом через Томь, начнется строительство.
 
«Хорошие дороги должны быть и внутри городов и поселков. Проект «Безопасные и качественные дороги» хорошо себя показал. Его ресурс будет использован максимально. Кузбасс продолжит участие в нем, пока он работает, до 2025 года. Готовятся новые заявки по двум агломерациям – Кемеровской и Новокузнецкой. Жители области приступили к голосованию за те дороги, которые должны быть отремонтированы в 2019 году. В 2021 году доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, вырастет в этих городах до целевых 70 %. На ремонт дорог в остальных муниципальных образованиях планируется выделять ежегодно не менее 1 млрд рублей», — подчеркнул Сергей Цивилев.
 
Отдельная задача – развитие пассажирской инфраструктуры в регионе. За 2019-2020 годы получат вторую жизнь железнодорожные вокзалы в Мариинске и Междуреченске. В 2019 году начнется строительство нового здания автовокзала в городе Белово.
 
Необходимо основательно обновить парк общественного транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев. Замены требуют не менее 30 % автобусов и троллейбусов. Работа будет выполняться поэтапно.
 
Четвертое направление – «Экологическая безопасность — новые стандарты». Прежде всего, взяты обязательства — снизить в Новокузнецке выбросы в атмосферу на 20 %. Это – прямое указание Президента России. Совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработана комплексная программа с этой целью. Она вошла в национальный проект «Экология». Крупнейшие предприятия Новокузнецка продолжат строительство новых современных и модернизацию действующих газоочистных сооружений. Они направят на это порядка 11 млрд рублей (до 2024 года). Ужесточится контроль за нарушителями. Заработает автоматизированная система мониторинга загрязнения воздуха во всех районах Новокузнецка.
 
Работа по улучшению экологии будет идти и в областной столице. Показательной является инициатива кемеровского «Кокса». Чтобы сократить издержки на электроэнергию, а главное – чтобы сберечь атмосферу и защитить воздух от загрязняющих веществ и парниковых газов, в 2019 году предприятие введет в эксплуатацию вторую очередь конденсационной электростанции, работающей на коксовом газе.
 
Отдельное внимание планируется уделить восстановлению нарушенных земель. Такое требование предъявлено ко всем угольщикам. Компания «Стройсервис» в 2019 году начнет первый в Кузбассе социально ориентированный проект рекультивации. 480 га нарушенных земель преобразуются в площадки для реализации конкретных инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса с созданием всей необходимой инфраструктуры.
 
Работа будет идти ежедневно, включать в себя огромное количество больших и малых мероприятий – от ликвидации свалок и очистки рек до раздельного сбора мусора.
 
«Кузбасс должен сломать стереотипы и начать постепенное превращение в чистый и ухоженный регион, в котором легко и свободно дышится», — заявил губернатор.
 
Второе главнейшее направление Стратегии – 2035 — развитие человеческого капитала. Основной принцип — не человек для экономики, а экономика для человека. Каждый кузбассовец должен чувствовать себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне.
 
Блок задач в социальной сфере начинается с раздела «Забота о здоровье – сильный регион». В Кузбассе остро стоит вопрос с онкологией. При том, что заболеваемость онкологией в регионе меньше, чем в других субъектах Сибири, почти на 15 %. Смертность от нее за 8 месяцев 2018 года – выше аналогичного показателя по Сибири и по стране. Это означает отсутствие диагностики. Задача – переломить эту ситуацию. Необходимо заняться ранним выявлением онкозаболеваний. Максимально эффективно, с полной загруженностью, использовать диагностическое оборудование.
 
На ближайшее время запланированы следующие шаги: сотрудничество с ведущими федеральными научными центрами с использованием телемедицины; направление больных в федеральные клиники и медицинские центры. На эти цели ежегодно в течение 2019-2021 годов будет направляться по 3 млрд рублей в рамках системы ОМС. Рассчитано, что эти деньги окупят себя самым важным: жизнями спасенных людей. К 2024 году планируем снизить смертность от онкозаболеваний на 21 %.
 
Еще одна важная задача развития здравоохранения в Кузбассе – решение кадрового вопроса. Так, сегодня из необходимых 197-ми врачей-онкологов в регионе работает всего 93. Важно обеспечить медицинские учреждения высококвалифицированными специалистами. В 2019 году запланирован старт проекта по привлечению в область врачей дефицитных специальностей. Таким врачам, которые приедут работать в Кузбасс, из средств областного бюджета будет оказана единовременная поддержка в размере 1 млн рублей.
 
При этом у врачей должна быть возможность работать с современным оборудованием. За три года планируется обеспечить необходимой медицинской техникой региональный сосудистый центр в Кемерове и семь первичных сосудистых отделений.
 
К 2021 году завершится строительство городской многопрофильной больницы в Междуреченске, будет проведена реконструкция здания для поликлиники Новокузнецкого филиала областного онкологического диспансера. К 2021 году планируется оснащение 72 детских поликлиники медицинским оборудованием в соответствии со стандартами.
 
Всего на обеспечение деятельности государственной системы здравоохранения с 2019-2021 годы будет направлено порядка 160 млрд рублей из всех источников. Эти средства предусмотрены на зарплату работникам здравоохранения, приобретение медикаментов для больниц и льготных категорий кузбассовцев, продукты питания в стационары, оплату коммунальных услуг медорганизациями, на текущие ремонты и другое.
 
Продолжает обновляться парк автомобилей скорой помощи. Уже в декабре текущего года область получит 34 новые машины. Плюс в январе 2019 года поступят еще 16 комфортабельных автомобилей «Газель» для доставки пациентов с хронической почечной недостаточностью на проведение процедур гемодиализа.
 
Среди задач в области спорта – строительство в 2019– 2020 годах в Новокузнецке физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом, а также современной системы искусственного оснежения на горе Югус Междуреченска. В едином кузбасском стиле в городах и сельских территориях откроют 59 прокатных центров для занятий как зимними, так и летними видами спорта.
 
В 2019 году оборудуют новые велотрассы в городах Анжеро-Судженск, Мыски, Новокузнецк, Полысаево, Тайга, Киселевск, а также в Кемеровском и Яйском районах. Протяженность велодорожек увеличится на 25 км. В настоящее время общая протяженность велодорожек в Кемеровской области составляет около 150 км. В Кузбассе будут развивать новые направления в области спорта, в том числе уникальный по своей пользе конный спорт. На сегодняшний день активно решается вопрос создания областной конноспортивной школы.
 
Еще один важный приоритет – молодые профессионалы. Генеральная задача — создание Президентского кадетского училища на 840 учащихся. До 1 июля 2019 года будут построены учебно-административный корпус, медицинский пункт, легкоатлетический стадион, контрольно-пропускной пункт и плац. Затем с 1 по 15 июля планируется провести отбор кандидатов для поступления в 5, 6 и 7-ые классы училища. В соответствии с планом Министерства обороны 1 сентября 2019 года первые кадеты уже приступят к обучению.
 
Ещё одна задача в развитии образования – строительство и ремонт школ. В планах завершить строительство школы № 81 в Новокузнецке, за плановый период 2019-2021 гг. построить 7 новых школ в Кемерове, Тайге, Белове, Анжеро-Судженске, Юрге, а также в Промышленновском и Новокузнецком районах. В областном бюджете заложено по 2,5 млрд рублей на ежегодный ремонт 12 школ. Оснащенные образовательные учреждения будут не только комфортными, но и безопасными. В 2019 году в рамках реализации национального проекта «Образование» Кемеровская область получит 500 млн рублей из федерального бюджета. Средства пустят на развитие дополнительных образовательных учреждений для творчества и экспериментов.
 
Уже в декабре текущего года в Кемерове на базе Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства откроется детский технопарк «Кванториум-42». Площадка будет оснащена лазерными технологиями, беспилотной авиацией, возможностями программирования и 3D-моделирования. В 2019 году в Новокузнецке откроется второй детский технопарк «Кванториум-42» и «Мобильный технопарк «Кванториум-42» «на колесах».
 
В системе высшего образования начнется работа по усилению позиций образовательных учреждений за счет консолидации ресурсов. На первом этапе объединятся КемГУ и филиал Российского экономического университета им. Плеханова в г. Кемерово.
 
К 2021 году в Кузбассе будет обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования и мест в яслях. Для этого будут созданы порядка 1,2 тыс. мест новых в детских садах, в том числе и в ясельных группах.
 
В рамках стратегии социально-экономического развития региона реализуются многие культурно-досуговые проекты. На сегодняшний день разработали технико-экономическое обоснование культурно-образовательного и музейно-выставочного комплекса в Кемерове и Новокузнецке, а также подготовили площадку «Квартала искусств» в областном центре. В 2019 году приступят к его строительству, а также запустят проект по созданию Международного палеонтологического центра в с. Шестаково Чебулинского района. Планируется завершить проектирование филиала военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот» в г. Юрге. В будущем году продолжат реставрацию здания кинотеатра «Коммунар» под современный многофункциональный театральный комплекс «Театр кукол «Сказ» в Новокузнецке. В соответствии с соглашением, заключенным с компанией «Русал», в марте 2019 года проведут реновацию Новокузнецкого планетария с обсерваторией, оснастят учреждения новым оборудованием. Также в 2019 году будут начаты работы по проектированию музея Кузнецкого угля, который войдет в туристический музейный комплекс областного центра «Красная горка». В 2019 году будут реализованы крупномасштабные проекты в сфере театрального искусства – гастроли ведущих театральных коллективов России: театра «Современник» и МХТ им. Чехова.
 
Приоритетным является и направление социального благоустройства населения. Всего за счет средств федерального и областного бюджетов на ликвидацию ветхого и аварийного жилья за 6 лет будет направлено 20 млрд рублей (17 млрд – федеральный бюджет, 3 млрд — областной). Это позволит ликвидировать 438 тыс. кв. м аварийного жилья. Кроме того, на переселение с подработанных территорий за 3 года будет направлено 3 млрд 277 млн рублей. К 2024 году объем строительства жилья достигнет 1 млн кв. м в год. Также поставлена задача по ликвидации затянувшихся строек – «недостроев» в Кузбассе быть не должно! В начале 2019 года в Мариинске откроет двери физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. За три ближайших года благоустроят 296 мест массового отдыха и общественных территорий. На эти цели будет направлено более 3 млрд рублей. К концу 2020 года в Кемерове будет сдано здание Восьмого кассационного суда общей юрисдикции. Строительство здания – уже началось. Общая площадь – 22 тыс. кв. м. Юрисдикция суда распространяется на 12 субъектов – от Омской области на западе до Забайкальского края на востоке. Суд будет пересматривать вступившие в законную силу решения судов этих субъектов. Правосудие будут осуществлять 100 судей высшей квалификации, 305 работников аппарата – обеспечат работу суда.
 
«В Кузбассе должно быть только комфортное, качественное и теплое жилье!», — заявил губернатор, продолжив мысль информацией, что в Кузбассе проработан собственный механизм контроля за качеством жилья. В процессе — восстановление на областном уровне проектного института (Кузбасспроект), создание областной организации, которая будет заниматься строительным контролем (Главное строительное управление). Для всех строительных контрактов будет применяться казначейское сопровождение.
 
Уже в 2019 году будет введен в строй обновленный Парк культуры и отдыха им. Дмитрия Попова в Салаире. Предложения одержали победу во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. На ремонт выделен федеральный грант – 30 млн рублей.
 
Важнейшим направлением работы останется восстановление лесов и озеленение городов и поселков. В 2018 году площадь рукотворных лесов была увеличена на 1 тыс. 300 га. Это на 14 % больше, чем в 2017 году. Также более 4,5 млн саженцев и 2,1 млн молодых деревьев было посажено в текущем году.
 
Отдельно Сергей Цивилев остановился на проекте «Твой Кузбасс – твоя инициатива», который будет запущен в 2019 году. Планируется вовлечь как можно больше жителей в решение проблем развития своей территории. Таким образом, каждый кузбассовец сможет предложить приоритетное направление для вложения бюджетных средств. Губернатором была предложена идея реализовать 300. Заложенный областной бюджет на эти цели — 100 млн рублей в год.
 
ako.ru/news/detail/sergey-tsivilev-vystupil-pered-kuzbassovtsami-s-byudzhetnym-poslaniem

Нажмите для полноэкранного просмотра
Предыдущая новостьСледующая новость
Похожие новости
21 февраля 2019
В областном Совете обсудили реструктуризацию бюджетных долгов
Совместное совещание в комитете по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов прошло с участие представителей ГФУ и контрольно-счетной палаты региона.
21 февраля 2019
На сессии областного Совета выступили руководители силовых структур региона
Начальник ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-лейтенант полиции Игорь Иванов выступил перед депутатами с отчетом о работе органов внутренних дел Кузбасса. Он отметил, что кузбасские полицейские выполнили поставленные перед ними задачи.
21 февраля 2019
Ирина Федорова познакомилась с достижениями в системе образования
Новые достижения и инновации в системе регионального образования сегодня представлены на «Кузбасском образовательном форуме»
21 февраля 2019
Бизнес-обмудсмен отчиталась перед депутатами о результатах деятельности за 2018 год
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Латышенко выступила перед депутатами на очередной, одиннадцатой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области.
21 февраля 2019
Совет законодателей обсудит реализацию Послания Президента РФ
По словам Председателя ГД Вячеслава Володина, это важно, поскольку многие вопросы, затронутые Владимиром Путиным в его обращении к Федеральному Собранию, относятся к вопросам совместного ведения, и важно учесть предложения регионов. Об этом он сообщил парламентским журналистам по итогам заседания Совета Государственной Думы. «Для того, чтобы как можно быстрее реализовать поручения Президента, мы сегодня, обсудив эти вопросы в рамках Совета ГД, договорились создать рабочую группу. Она системно займется выработкой предложений по подготовке законопроектов», — сказал Вячеслав Володин, добавив, что «законы, которые нам необходимо будет принимать, как правило, касаются совместного ведения». По его словам, это означает, что надо будет «работать и с региональными заксобраниями, с нашими коллегами из регионов». «В этой связи мы договорились уделить внимание реализации Послания в рамках Совета законодателей. Это будет повесткой ближайшего Совета законодателей. И на расширенном заседании мы планируем обсудить вопросы обратной связи — как наши коллеги понимают, какие предложения высказаны», — подчеркнул Председатель ГД. Вячеслав Володин отметил, что «до этого мы хотели бы проделать часть работы оперативно вместе с Правительством, с экспертным сообществом, потому что звучащие сегодня вопросы требуют реакции как можно более оперативной — Президентом предложено по части из них принять решения, которые будут касаться периода с 1 января 2019 года». «Затягивать просто-напросто нельзя», — заявил Председатель ГД. Он напомнил, что Послание носит «многопрофильный характер — это вопросы образования, здравоохранения, социальной поддержки». Но приоритет Послания, по его словам, — оказание поддержки нашим гражданам, которые испытывают трудности, а это и многодетные семьи, и семьи, где есть дети-инвалиды, это и пенсионеры, которые получают социальные пенсии и многие другие. «Предстоит большая работа, и нам необходимо ее выполнить качественно как можно быстрее», — резюмировал Вячеслав Володин. duma.gov.ru/news/29862/  
21 февраля 2019
Послание Президента Федеральному Собранию
Президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения прошла в Москве, в Гостином дворе. На мероприятии присутствовали депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторы, главы традиционных конфессий, общественные деятели, руководители СМИ. Размещаем полный текст Послания. Уважаемые члены Совета Федерации! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Граждане России! Сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. И особое внимание хотел бы уделить задачам, которые поставлены в «майском» Указе, развернуты в национальных проектах. Их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания граждан страны. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России. Наши задачи носят долгосрочный характер. Но работать на стратегические цели необходимо уже сегодня. Время спрессовано, я говорил об этом многократно, вы это все прекрасно знаете. Его запаса, запаса времени, на раскачку, на дальнейшие утряски и увязки, просто нет. Вообще, мы этот период, считаю, прошли – формирования задач и инструментов достижения целей. И абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи. Но снижать планку конкретных ориентиров, размывать их – нельзя. Они сложные, как я уже сказал, эти задачи, требуют больших усилий с нашей стороны. Но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперед, постоянно набирая темп этого движения. Если же кто‑то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что «там нельзя», «здесь слишком сложно», «там слишком высокая планка», «не получится». С такими настроениями лучше к снаряду не подходить. Людей, кроме того, не обманешь. Они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда‑нибудь, а сейчас. Мы не должны повторять ошибок прошлых десятилетий и ждать пришествия коммунизма. Нужно сейчас менять ситуацию к лучшему. И потому работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной. Задавать такой тон обязано Правительство России. При этом хочу подчеркнуть и повторить: наши проекты развития – не федеральные и тем более не ведомственные. Они именно национальные. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, «на земле», реализуется основной массив конкретных задач. Подчеркну: благодаря многолетнему общему труду и достигнутым результатам сейчас мы можем направить и сконцентрировать на целях развития колоссальные, во всяком случае для нашей страны колоссальные, финансовые ресурсы. Нам их никто не подарил. Мы не взяли их взаймы. Эти средства заработаны миллионами наших граждан – всей страной. Ими нужно распорядиться так, чтобы приумножить богатство России и благополучие российских семей. Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему. Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведем первые итоги работы по национальным проектам. И сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти. Уважаемые коллеги! Теперь – о наших задачах более конкретно. И прежде всего – о ключевой из них: о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации. Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период. Рождаемость, как вы знаете, снижается. Уже говорил, что причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, провалами, которые понесла наша страна в XX веке, во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после распада СССР. Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом. Конечно, нет. Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000-х годов, а тогда страна была в очень сложном положении, тогда казалось, что это вообще сделать невозможно. Но мы это сделали, и убежден, что вновь способны это сделать: на рубеже 2023–2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения. Сегодня хочу сказать о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей. Первое. Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Вы знаете, что у нас уже предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребенка выплаты идут из федерального бюджета. На второго ребенка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребенка в конкретном регионе Федерации. От восьми тысяч рублей, скажем, в Белгородской области до 22 тысяч рублей в Чукотском автономном округе, а в среднем по стране это более 11 тысяч рублей на ребенка в месяц. Сейчас такие выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Пора сделать следующий шаг. Предлагаю с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Такие запросы есть у людей, мы видим их, напрямую в Администрацию Президента поступают. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети. Второе. Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тысячи рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тысяч рублей. Понимаю, конечно, что и это немного. И тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребенок нуждается в особой заботе. Третье. Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьезная, комплексная задача. Подробно о ней еще скажу чуть ниже. Но нужны и решения прямого действия. И прежде всего должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей – меньше налог. Предлагаю увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей. Дополнительно освободить от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребенка. Для примера, что это значит: сейчас налогом не облагаются 20 метров площади квартиры. Если в семье трое детей, то из‑под налогообложения будет выведено еще 15 метров. Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то предлагаю освободить от налога полностью 6 соток и таким образом полностью вывести из‑под налогообложения наиболее распространенные по площади участки. Напомню, данную льготу мы уже предусмотрели для пенсионеров, а также для граждан предпенсионного возраста. Конечно, во многих субъектах Федерации действуют свои налоговые вычеты по земле и имуществу для многодетных семей. Но именно федеральный статус этой льготы гарантирует ее применение повсеместно. Регионы прошу предложить дополнительные налоговые меры поддержки семей с детьми. Четвертое. Правительству и Центральному банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем – до 8 процентов и ниже, как это и установлено в «майском» Указе. При этом особые меры поддержки мы должны предусмотреть для семей с детьми, разумеется. Напомню: с прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребенок, действует программа льготной ипотеки. Ставка для них – 6 процентов. Все, что выше, субсидируется государством. Однако льготой воспользовались всего 4,5 тысячи семей. Возникает вопрос, почему. Значит, предложенные условия в чем‑то людям не подходят. Но и понятно, в чем, понятно, почему. Семья, принимая решение о покупке жилья, строит, конечно, планы на длительную, среднесрочную как минимум перспективу, «вдолгую». А сейчас получается: взяли кредит, начали его погашать, и льгота заканчивается. Потому что ставка субсидируется только первые 3 или 5 лет кредита. Предлагаю установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита. Да, конечно, это потребует дополнительных денег, и немаленьких: в 2019 году – 7,6 миллиарда рублей, в 2020-м – 21,7 миллиарда рублей, 2021 году – 30,6 миллиарда рублей. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тысяч семей. Безусловно, надо эти деньги найти. Мы знаем, где их взять. Они у нас есть, и нужно их использовать на таких важнейших для нас направлениях. И еще одно решение прямого действия. С учетом устойчивости и стабильности макроэкономической ситуации в стране, роста доходов государства считаю возможным ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок. А именно, напрямую из федерального бюджета оплатить, «погасить» за такую семью 450 тысяч рублей из ее ипотечного кредита. При этом предлагаю запустить эту меру, что называется, задним числом – с 1 января 2019 года, пересчитать и предусмотреть для этого средства в бюджете текущего года. Посмотрите, что у нас получится. Если сложить с материнским капиталом, который также можно направлять на погашение ипотеки, получается более 900 тысяч рублей. Во многих регионах это существенная часть стоимости квартиры. Обращаю внимание Правительства и депутатов Государственной Думы. Если потребуется, нужно будет внести соответствующие коррективы в бюджет. В 2019 году на это потребуется дополнительно 26,2 миллиарда рублей, в 2020-м –28,6 миллиарда рублей, в 2021-м –30,1 миллиарда рублей. Деньги большие. Надо их предусмотреть и использовать на этом важнейшем, как я уже сказал, направлении. Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жилье, но и строить свой дом, на своей земле. Прошу Правительство совместно с Центральным банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой. И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта. Но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили десятью процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков. Далее. Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены еще и заплатить с них налог на прибыль и НДС. Нужно освободить застройщиков от этого бремени, имею в виду в том числе и наши новации в строительной сфере, и тем самым стимулировать именно комплексное развитие наших городов и поселков, когда рядом с жильем есть все необходимое семье: и поликлиника, и школа, и спортивные площадки. Чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства. Мы уже обеспечили практически повсеместную доступность детских садов, но до конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями, создать в них не менее 270 тысяч новых мест, включая негосударственный сектор, причем 90 тысяч мест должно быть создано уже в этом году. Всего же за три года на эти цели должно быть направлено 147 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов. Добавлю, что запись в ясли, в детский сад, оформление льгот, пособий, налоговых вычетов, о которых я уже говорил и которые, надеюсь, еще мы с вами предложим, – все это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек и походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг следует перевести именно в проактивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически. Что хотел бы подчеркнуть. Предложенный сегодня пакет мер по поддержке семьи не должен быть исчерпывающим, он именно первоочередной. С учетом сложностей демографического вызова, с которым сталкивается Россия, будем и дальше наращивать ресурсы на этом направлении. Прошу вас всех, уважаемые коллеги: и Правительство, и Федеральное Собрание, – думать на эту тему и предлагать решения. Уважаемые коллеги! Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за ее чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас – около 19 миллионов, но и это слишком много, слишком много. А у нас была ситуация, когда это количество ушло к 15 миллионам, сейчас немножко опять подросло. Надо, безусловно, сосредоточить на этом наше внимание – на борьбе с этим явлением. Причем серьезные материальные проблемы испытывают еще больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом – одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, – многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды, а также одинокие пенсионеры и люди, которые не могут найти достойную работу, хорошо оплачиваемую работу, потому что ее просто нет или им не хватает квалификации. Причин для бедности на самом деле – не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям, помочь выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении. Я назову эти регионы: это Калужская, Ульяновская, Томская, Вологодская, Нижегородская области, ряд других регионов России. Их опыт показывает, что работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт, так называемый социальный контракт. Как он действует, что это такое. Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства – кстати, приличные, речь идет о десятках тысяч рублей – на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берет эти ресурсы, одновременно берет на себя определенные обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это. По оценкам, за 5 лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 миллионов человек. Поручаю Правительству уже начиная со следующего года на условиях софинансирования с регионами оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта. Далее. Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы, все это понятно. Но в жизни может случиться все и бывает все: и потеря работы, и тяжелая болезнь. И в этой ситуации загонять человека в тупик – последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть «ипотечные каникулы» – мы недавно говорили об этом в Казани, – то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить свое единственное жилье, а кредит передвинуть, погасить позднее. Это непростая задача, здесь нужно подумать, как организовать эту работу так, чтобы и финансовым организациям не навредить, и человека поддержать. Но это можно сделать. Также прошу Банк России и правоохранительные органы в кратчайшие сроки навести порядок на рынке микрокредитования, оградить людей от обмана, мошенничества и настоящего вымогательства подчас со стороны недобросовестных кредиторов. Подчеркну: и в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в ее проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека «немного» где‑то и как‑то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы. И конечно, нужно щепетильно, внимательно относиться к каждой детали. В качестве примера, не очень хорошего примера для нашей работы, хочу сказать о следующем: в этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы. Но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, то ему перестали выплачивать социальную доплату в прежнем размере, или вообще перестали, или снизили ее. В результате прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она оказалась гораздо меньше, чем человек ожидал. И многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми. Многие здесь, в зале, наверное, понимают, о чем идет речь. Мы ведь или из регионального, или из федерального бюджета доплачивали до так называемого прожиточного минимума пенсионера. Проиндексировали, и получилось, что прожиточный минимум сравнялся либо превысил. Перестали эти доплаты делать, вот и все. Необходимо было учесть все нюансы, однако этого сделано не было, а такого быть, конечно, не должно. Возникшую несправедливость, а это, безусловно, так и есть, надо немедленно устранить. Уже с текущего года индексация пенсий и ежемесячных денежных выплат должна осуществляться в любом случае сверх уровня прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается ежегодно. То есть государство сначала, сперва должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Выплаты за первые месяцы текущего года нужно пересчитать и доплатить людям те деньги, которые они недополучили. И что особо хочу сейчас отметить: все, кто работает в социальной сфере, приходит на государственную или муниципальную службу решать насущные проблемы граждан, конечно же, должны соответствовать самым строгим профессиональным требованиям. Я думаю, что в основном так оно и есть. Конечно, это очень сложная работа, мы с вами понимаем, работа с людьми каждый день с утра до вечера – это сложная судьба на самом деле. Но если уж пришел, то надо понимать, что не менее важно чувствовать, понимать людей, сопереживать им, знать их заботы и тревоги и тем более никогда не допускать высокомерного отношения, неуважения к гражданам ни в словах, ни в действиях. Я прошу помнить об этом всегда. Уважаемые коллеги! Следующая важная тема – здравоохранение. Знаю, что его нынешнее состояние, уровень доступности медицинской помощи, с одной стороны, вроде как растет, и действительно растет, но тем не менее многих граждан не устраивает. И понятно, с чем это связано. Ведь об этой системе, как правило, судят по первичному звену: поликлиникам, амбулаториям, фельдшерско-акушерским пунктам. Именно к их работе у людей больше всего претензий. Зачастую к нужному специалисту многодневная очередь, невозможно быстро и бесплатно пройти необходимое обследование, а в отдаленных населенных пунктах остается проблема даже попасть к медицинскому работнику, просто попасть на прием. Да, число фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов растет, однако там, где их до сих пор нет, человеку от общих, средних цифр не легче. До конца 2020 года медицинская помощь должна стать доступной во всех, я хочу это подчеркнуть, именно во всех без исключения населенных пунктах России, для всех граждан, где бы они ни жили. Для справки хочу сказать, что уже за 2019–2020 годы должно быть построено и, надеюсь, будет построено и модернизировано еще 1 590 врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов. Сейчас в ряде регионов реализуется проект «Бережливая поликлиника». В результате время ожидания в регистратуре, у кабинета врача в среднем сокращается в три-четыре раза. Я был в таких поликлиниках, работают очень здорово, очень хорошо. Гораздо лучшие условия создаются для людей с ограниченными возможностями, для родителей с детьми. Но таких поликлиник, к сожалению, пока очень мало, они скорее исключение, чем правило по стране в среднем. С учетом лучших региональных практик, а они, повторяю, есть, поручаю Правительству уже в этом году утвердить высокие стандарты бережливых поликлиник, принять правила их аттестации, а в следующем году совместно с регионами внедрить механизмы, которые мотивируют управленческий и медицинский персонал повышать качество работы. И в первую очередь уже в 2021 году нужно полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники. Обращаю внимание: дело не в том, чтобы появилась вывеска «Бережливая поликлиника». Главное, чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по‑настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства. На повышение доступности медицинской помощи должна работать информатизация здравоохранения. В течение трех лет надо отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами. Добавлю: обязательно нужно включить в общую цифровую сеть и организацию медико-социальной экспертизы, тем самым избавить наконец пожилых людей, инвалидов, семьи с детьми от очередей и сбора бессмысленных подчас справок. Острый вопрос для первичного звена здравоохранения – это дефицит кадров. Здесь наряду с комплексным развитием медицинского образования нужны меры, которые дадут быстрый результат, быстрый эффект. В этой связи предлагаю снять возрастные ограничения для участников программы «Земский доктор», чтобы специалисты старше 50 лет также могли получить единовременную выплату при переезде на работу в сельскую местность или малый город: врачи – миллион рублей, фельдшеры – 500 тысяч рублей. Далее. Сегодня самые сложные операции, используя новейшее оборудование, успешно делаются не только в федеральных, но и региональных клиниках и центрах. Однако наряду с этим крайне важна и эффективная реабилитация. У нас просто не было никогда такой системы, но нужно с чего‑то начинать, и работа здесь предстоит большая. Давайте начнем с создания хотя бы двух детских реабилитационных центров мирового уровня, так же как мы делаем по перинатальным центрам, а затем будем двигаться дальше. В Послании прошлого года предложил реализовать программу по борьбе с онкологическими заболеваниями. За ближайшие шесть лет направим на эти цели не менее 1 триллиона рублей. Речь об организации своевременного, эффективного и доступного лечения, о внедрении передовых технологий, которые в большинстве случаев позволяют помочь людям, заставляют отступить эту опасную болезнь. Сегодня с диагнозом, например, лейкоз выздоравливает более 80 процентов детей, при некоторых формах рака – более 90 процентов излечиваются. Еще сравнительно недавно, в середине 90-х годов, болезнь была практически неизлечима, спасти удавалось не более 10–20 процентов заболевших детей. В России тогда не было ни технологий, ни возможностей. Во многих случаях выход был только один – обращаться в зарубежные клиники. Кто мог, тот обращался. Мы понимали весь трагизм этой ситуации и направили на развитие детской онкологической помощи, онкогематологии ресурсы, потенциал нашей науки, здравоохранения, работали очень активно с нашими друзьями из‑за границы (некоторые врачи из Германии просто переехали в Москву, здесь проводили, и, наверное, проводят до сих пор, значительное время) и в целом добились результата. Будем продолжать эту работу, чтобы кардинально изменить ситуацию во всей системе онкологической помощи. Принципиальное значение здесь имеет ранняя диагностика. У нас фактически восстановлена система диспансеризации и регулярных профилактических осмотров. Они должны включать обследования на онкологические заболевания. Подчеркну, в обязательном порядке. Причем человеку нужно дать возможность дистанционно записаться на прием, выбрать удобное время для посещения поликлиники, включая вечерние часы и выходные дни, пройти осмотр без дополнительных формальностей. Далее. Уже в ближайшие годы мы должны сформировать ряд новых направлений на стыке здравоохранения и социального обслуживания. Так, надо в корне изменить систему помощи людям, нуждающимся в долговременном уходе и в стационаре, и дома; настроить ее на потребности конкретной семьи, конкретного человека; кому‑то помочь в бытовых вопросах (привлечь патронажную службу, сиделку), а где‑то обучить родственников медицинским и иным навыкам. Отработка этих индивидуальных принципов поддержки в прошлом году началась в Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях. За четыре года их нужно внедрить по всей стране. Важнейший вопрос, который имеет не только медицинское, но и социальное, общественное, нравственное измерение, – это организация паллиативной помощи. По оценкам, в ней нуждаются до 800 тысяч человек, а волонтеры мне говорили, может быть, и миллион. В январе посещал, как вы знаете, детский хоспис в Петербурге, говорили о проблемах. Знаю, что вчера депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли поправки в законодательство о паллиативной помощи. Прошу как можно быстрее завершить работу над законопроектом в целом. В дальнейшем посмотрим, как он действует на практике, и, при необходимости, оперативно внесем коррективы, обязательно учитывая позицию и волонтеров, о которых я только что упоминал, врачей, социальных работников, представителей общественных и религиозных объединений, благотворителей. Всех, кто давно – от сердца идет это – занимается оказанием паллиативной помощи. Уважаемые коллеги! Люди проявляют все более высокие требования к вопросам экологической безопасности. И, пожалуй, самая болезненная тема – это ситуация с коммунальными отходами. Если вы помните, впервые она зазвучала у нас на одной из моих «Прямых линий». Да, так называемыми мусорными проблемами не занимались, может быть, сто лет, то есть никогда на самом деле не занимались. Многие полигоны переполнены, десятилетиями скапливались там эти отходы. Полигоны превратились в настоящие горы хлама вблизи жилых кварталов. Кстати говоря, тоже интересно, вы как выдавали разрешительную документацию на строительство жилых кварталов рядом с этими помойками и свалками? Кто об этом подумал? А должны были подумать. Обращаюсь к представителям власти всех уровней: делать вид, что ничего не происходит, уходить в сторону, отмахиваться от требований граждан – абсолютно недопустимо. Эти вопросы трудны, конечно, но ведь и трудные вопросы обязательно надо решать. С этого года регионы начали переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Но если все сведется к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация. Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят. Нужно навести порядок в этой сфере, избавиться от мутных структур, которые не несут никакой ответственности, а только получают сверхприбыли, сваливая мусор, где и как придется. Надо сформировать цивилизованную, безопасную систему обращения с отходами, их переработки и утилизации. Удивительно, но еще год назад мне лично приходилось вмешиваться в некоторые вопросы. Несколько раз приходилось говорить и Министерству внутренних дел, и Прокуратуре. Вы знаете, удивительно, еще раз хочу сказать, но почти ничего не двигалось, пока просто в явочном порядке дал команду выставить охрану там и никого не пускать. Только так работает, потому что вот эти мутные так называемые конторы, они на этом наживаются и, наживаясь на этом, неплохо обеспечивают свое благосостояние и свой так называемый бизнес прикрывают. Я прошу Общероссийский народный фронт обеспечивать здесь действенный гражданский контроль, в том числе опираться на общественных экологических инспекторов. Их сигналы о любых нарушениях должны в обязательном порядке рассматриваться органами власти, вести к принятию конкретных мер. В ближайшие два года должны быть закрыты и рекультивированы 30 крупных проблемных свалок в черте городов, а за шесть лет – и все остальные. При этом надо повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8–9 процентов до 60, чтобы не накапливать новые миллионы тонн мусора. Необходимо переводить на более чистые экологические решения предприятия ЖКХ, энергетики, транспорта. В том числе призываю бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива, инвестировать в создание сети заправок и топливных систем, использующих, в частности, сжиженный природный газ. У нас его достаточно, так, как ни в одной стране мира. Да, это вообще на самом деле непростой и финансово емкий проект, но нужно это делать, он принесет результаты, принесет результаты и по бизнесу, и людям. Позитивный эффект от перехода промышленности на наилучшие доступные технологии, на строгие природоохранные стандарты должны почувствовать жители крупнейших индустриальных центров страны, и в первую очередь тех 12 городов, о которых я говорил еще в Послании 2018 года. Эти города нужно наконец вывести из зоны настоящего экологического бедствия. За шесть лет объем загрязняющих выбросов в атмосферу здесь должен сократиться не менее чем на 20 процентов. А чтобы ни у кого не было соблазна уклоняться от решения такой задачи, нужно четко установить ответственность в промышленных и других компаниях, обозначить их конкретные шаги, которые они обязаны предпринять для минимизации экологического ущерба, зафиксировать все это в законе о квотировании выбросов. Я знаю, прекрасно знаю и понимаю, о чем там идет речь. Знаю, что весьма влиятельные лоббисты стараются всячески притормозить этот законопроект. И аргументы мне хорошо известны: сохранение рабочих мест, сложная экономическая ситуация. Но так не может продолжаться бесконечно. Не может. Напомню, что при принятии подобных решений мы должны руководствоваться не корпоративными интересами, не интересами отдельных уважаемых людей и компаний, а интересами народа России. Прошу принять закон в весеннюю сессию, уважаемые коллеги. Решение проблем в сфере экологии – это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодежь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучную страну, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России. В этом году откроются новые национальные парки в республиках Дагестан, Коми и в Саха (Якутия), в Алтайском крае и Челябинской области. Но хочу заострить внимание: у многих особо охраняемых территорий границы до сих пор четко не определены, режимы регулирования не соблюдаются. Поручаю Минприроды провести детальную ревизию. Все заповедные территории должны быть поставлены на кадастровый учет. Кроме того, необходимо законодательно зафиксировать: в заповедниках возможен исключительно экологический туризм, без изъятия территорий, вырубок леса или капитального строительства. Надо, конечно, иметь в виду интересы людей, которые там проживают. Но надо решать это в комплексе. Уважаемые коллеги! В лучших столичных и региональных вузах России растет число студентов из небольших населенных пунктов, удаленных районов. По данным международных исследований, ученики наших начальных и старших классов добиваются хороших результатов и в гуманитарных, и в точных науках, да мы с вами это и видим по конкурсам, по различным универсиадам, которые проводятся в этой сфере. Все это показатели качественных изменений в школьном образовании. Однако при всех достижениях нельзя оставлять за скобками и очевидные проблемы в этой важнейшей сфере. Так, доля школ с современными условиями обучения выросла с 12 процентов в 2000 году (было всего 12 процентов) до 85 процентов в 2018-м. Но порядка 200 тысяч ребят все еще ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации. Да, это меньше полутора процентов школьников, но если родители видят, что их ребенок учится в таких условиях, то все слова о справедливости, равных возможностях этих людей – что? – только раздражают. Обращаю внимание глав регионов, где есть еще такие школы. За два года проблему нужно полностью решить, мы можем это сделать. Знаю, Правительство думает об этом, принимает определенные решения. Я вас прошу поддержать те регионы, где нет пока собственных возможностей. Далее. Когда в 2006 году мы начали подключать школы к интернету, технологии были совершенно другими. Знаете, и тогда это казалось прорывом просто. Но это и было прорывом на самом деле, тогда это было очень здорово. Но сегодня эти технологии кажутся древними, и теперь перед нами уже задачи нового уровня. К концу 2021 года все школы России должны иметь не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет. В 2006 году, напомню, при подключении школ к интернету ориентировались на скорость доступа в 128 килобит в секунду. Сейчас нужно 50 или 100 мегабит в секунду, то есть эта скорость должна вырасти минимум в 400 раз. Но именно это должно открыть ребятам доступ к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам, позволит им существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов Российской Федерации и из‑за рубежа. Должно меняться и содержание образования. В государственных стандартах и программах важно отразить приоритеты научно-технологического развития страны, а в федеральные перечни школьных учебников включать действительно лучшие издания. И конечно, важнейший вопрос – кадры. Сегодня уже говорил о расширении программы «Земский доктор». Предлагаю с 2020 года запустить аналогичную программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые захотят и переезжают работать в села и малые города. Нам нужно последовательно укреплять общее пространство просвещения и культуры. Не позднее 2023 года заработают культурно-образовательные центры в Калининграде, Кемерово, Владивостоке и Севастополе. В них будут представлены наши ведущие музеи и театры, а также филиалы творческих вузов, где учебный процесс начнется уже в следующем году. Запрос на насыщенную культурную жизнь очень большой, прежде всего в регионах, на местах. Здесь работает много увлеченных, талантливых людей, подлинных энтузиастов своего дела. Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны, в том числе дополнительно направить на эти цели средства из Фонда президентских грантов. Кроме того, в рамках национального проекта «Культура» целевым образом выделим более 17 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию сельских клубов и домов культуры и еще более 6 миллиардов рублей – на поддержку центров культурного развития в малых городах России. Напомню также, что медицинские и образовательные организации
все новости
Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на Я согласен, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь