Оценка постфактум: какие неудобные для бизнеса законы могут изменить
Минэкономразвития запустит процедуру оценки воздействия российских законов на деловую среду. В следующем году в правительстве проверят 20 действующих нормативных актов и выберут, какие из них нужно скорректировать или отменить
Минэкономразвития начнет проводить оценку действующих законов на предмет их влияния на бизнес-климат. Министерство подготовило проект плана проведения оценки фактического воздействия (ОФВ) нормативно-правовых актов. ОФВ — это инструмент анализа последствий действующих законов (в отличие от оценки регулирующего воздействия, которая подразумевает анализ результатов законопроектов, которые потенциально только могут быть приняты).

Всего в план ОФВ, с которым ознакомился РБК, включено 20 федеральных законов, постановлений правительства и ведомств, а также приказов органов исполнительной власти. Оценить их влияние на деловую среду планируется в течение следующего года. Пресс-служба Минэкономразвития подтвердила РБК подготовку документа. «Для проведения ОФВ Минэкономразвития отобрало наиболее значимые для бизнеса нормы. В ближайшее время проект плана рассмотрят на правительственной подкомиссии, которую возглавляет глава МЭР Максим Орешкин», — сообщили в министерстве.

«Сейчас разработчик закона говорит правительству, что у него в отрасли все хорошо, а бизнес говорит, что все плохо. Объективной оценки сейчас нет. ОФВ — это инструмент, который позволит предоставить эти объективные данные», — отмечает источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Подобная экспертиза проводилась с 2012 года, но только в отношении приказов ведомств, оценка не охватывала постановления правительства и федеральные законы, говорит еще один собеседник РБК в правительстве. 70% проанализированных тогда документов власти изменили или отменили. В 2017 году Минэкономразвития провело эксперимент по оценке фактического воздействия федеральных законов и постановлений правительства, но тогда он касался только документов, за разработку которых отвечало само министерство, продолжает собеседник РБК. Одним из них стал закон о техническом осмотре транспортных средств, впоследствии правительство разработало пакет поправок к нему, которые во многом учитывали результаты ОФВ.

Механизм ОФВ включает три этапа, объясняет источник в министерстве. Сначала закон на достижение заявленных целей регулирования проверит ответственное ведомство, затем свою позицию представит бизнес и экспертное сообщество, а потом экспертное заключение подготовит Минэкономразвития. По итогам обсуждения ведомство предложит один из трех вариантов — оставить норму в действующем виде, внести в нее поправки или вовсе отменить. Выбрать схему действий должна комиссия правительства по административной реформе. Весь процесс должен занимать три месяца по каждому закону.

Что проверят в первую очередь

Один из ключевых документов, который могут подвергнуть анализу, — поправки в закон о торговле 2016 года (ранее об этом также писали «Известия»). Они должны были обеспечить конкуренцию и прозрачность рынка и защитить интересы российских производителей, однако на деле, как говорится в плане МЭР, создали сложности для участников рынка. Премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с иностранными инвесторами в октябре поручил провести ОФВ документа.

План также включает блок проверки экологических инициатив. Например, из-за неточностей в законодательстве о лесном надзоре компании могут проверяться и привлекаться к административной ответственности и региональными, и федеральными надзорными органами. Другая проблема — двойное регулирование в определении класса опасности отходов со стороны Минприроды и Роспотребнадзора, которое производится по разным критериям (Минэкономразвития предлагает исключить это дублирование). Еще одна экологическая норма, по которой чиновники собираются провести ОФВ, касается присвоения номеров объектам, где размещаются отходы. Согласно нынешнему законодательству эти объекты должны вноситься в соответствующий реестр, но на практике это занимает три—девять месяцев, хотя отходы, которые планируется хранить, неопасны или мало опасны. Как отмечается в документе, такая норма замедляет процесс добычи нефти и газа.

Еще один блок плана по ОФВ затрагивает нормы, которые ведут к избыточным расходам при перевозке крупных грузов: отмена ограничений на число поездок по специальному разрешению (сейчас не более десяти), пересмотр избыточных требований в этом документе, конкретизация оснований отказа в его выдаче и т.д. Большой раздел также касается лишних требований к производственным помещениям (размеры проходов, лестниц, площадок и т.д.).

Алкогольные меры

Минэкономразвития также планирует оценить эффект от закона о регулировании алкогольной продукции. Сейчас, согласно документу, регионы могут устанавливать дополнительные ограничения при продаже алкоголя (в дополнение к тем, что уже есть на федеральном уровне). Например, в ЯНАО его нельзя размещать в торговом зале с другими товарами, а в Якутии алкоголь можно продавать лишь в отдельных специализированных торговых объектах. Подобные меры приводят не к сокращению потребления алкоголя, а к издержкам для бизнеса, говорится в плане МЭР

Проблему избыточного регулирования при реализации алкоголя подтверждают и ретейлеры, и производители. Вводя дополнительные ограничения, региональные власти обычно рассчитывают на снижение уровня употребления, но чем больше в регионе ограничений, тем сильнее растет нелегальный оборот и число отравлений «кустарным» алкоголем, рассказал РБК президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев. Кроме того, в таких зарегулированных регионах резко растет спрос на самогонные аппараты.

Запретительные меры дезориентируют потребителя и влияют на количество и качество продаж, отмечает совладелец проектов «Лефкадия» и «Саук Дере» Михаил Николаев. По его словам, как и любой другой запрет на ведение деятельности, подобные меры ведут к уменьшению выручки магазинов, негативно влияют на ассортимент, что в конечном счете плохо как для ретейлеров, так и для производителей.

Правила, действующие в различных регионах, значительно осложняют работу розничных сетей, соглашается представитель «Магнита». Единый подход к установлению размеров прилегающих территорий, в пределах которых можно продавать алкоголь, отсутствует, добавляет он: в ряде муниципальных образований прилегающие территории ограничены 30–50 м, а в некоторых населенных пунктах эти значения отличаются в большую или меньшую сторону. По его словам, такие ограничения приводят к дополнительным барьерам для легальной торговли алкоголем, особенно в местах плотной застройки.

Ведомственное сопротивление

«Конечное решение [о том, как поступить со спорным законом] принимает правительство, и оно может быть любым. Но это будет битва аргументов», — говорит о плане Минэкономразвития один из собеседников РБК в финансово-экономическом блоке. По его словам, процедура ОФВ «будет первым шагом к проведению большой работы по ретроспективной оценке постановлений и законов». Технически оценка будет проходить через портал regulation.gov.ru, на котором сейчас проводится и оценка регулирующего воздействия.

В 2012 году, когда экспертиза действующих актов начала действовать в отношении ведомственных приказов, Минэкономразвития столкнулось с нарастающим противодействием органов исполнительной власти, говорит директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков. «Минэкономразвития не могло само отменить приказ, раскритикованный бизнесом и департаментом ОРВ. Оно писало обращение в Минюст, а тот — в госорган, который разрабатывал документ. Федеральные ведомства начинали сопротивляться, а правкомиссия по административной реформе не готова была постоянно их воспитывать», — отмечает Цыганков. С конца 2016 года проблемы возникли уже с ежегодными планами по ОФВ (введенной постановлением правительства в январе 2015-го) — эти планы должна была утверждать та же комиссия по административной реформе, но она уже собиралась редко, из-за чего ОФВ так де-факто и не запустилась, отмечает Цыганков.

Недавно полномочия по утверждению плана перешли в подкомиссию по ОФВ. Но проблемы с эффективностью ретроспективной оценки возникнут из-за ограниченных сроков, считает Цыганков: «Полутора-двух месяцев может оказаться недостаточно, для того чтобы осуществить полноценный анализ достигнутых или недостигнутых целей изначального регулирования с количественными расчетами для всех важных игроков».

Бизнес давно просил утвердить план ОФВ, напоминает вице-президент РСПП Александр Варварин, процедура поможет решить часть проблем. «Хотя, конечно, мы не склонны преувеличивать роль этой процедуры в решении проблем некачественного регулирования. На наш взгляд, важно реализовать более системные меры, такие как ограничение контрольных мероприятий в отношении требований нормативных актов, принятых до введения процедуры ОРВ (с установлением определенного переходного периода)», — отмечает он. Подобную меру уже реализовали в отношении актов СССР и РСФСР, и это позволило избавиться от ряда избыточных требований, напоминает Варварин.

Для бизнеса разногласия лучше снимать еще на этапе обсуждения с профильным органом исполнительной власти, отмечает вице-президент РСПП.

Минфин сообщил РБК, что рассмотрит предложения Минэкономразвития. О рассмотрении документа рассказал и Минтранс. РБК направил запросы в ряд других ведомств, ответственных за разные разделы плана, но пока не получил ответа.

 
https://www.rbc.ru/economics/31/10/2018/5bd8764d9a7947b8bce49785?from=center_3
Предыдущая новостьСледующая новость
Похожие новости
14 декабря 2018
Вячеслав Петров: Совет законодателей дает уникальную возможность прямого общения с лидерами российской политики
Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Вячеслав Петров принял участие в мероприятиях Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации в Москве.
14 декабря 2018
Юрий Скворцов и Константин Венгер приняли участие в заседании Кемеровского городского Совета
Вице-спикер кузбасского парламента Юрий Скворцов и председатель комитета по вопросам промышленной политики, жилищно-коммунального хозяйства и имущественных отношений Константин Венгер приняли участие во внеочередном заседании Кемеровского городского Совета народных депутатов.
14 декабря 2018
В Кемерове прошел в XIII городской Слет общественности
Во Дворце культуры шахтеров собрались 350 неравнодушных кемеровчан. Это председатели уличных и домовых комитетов, старшие по подъездам и другие общественники. Люди, которые на общественных началах занимаются благоустройством своих районов, следят за порядком и помогают нуждающимся.
14 декабря 2018
18 декабря областной Совет проведет депутатские слушания
Тема депутатских слушаний — взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
14 декабря 2018
Сергей Рубан: Технопарк - территория зарождения инновационных проектов Кузбасса
Председатель комитета по вопросам предпринимательства и инноваций областного Совета Сергей Рубан принял участие в финальном мероприятии акселерационной программа для инновационных проектов «Генезис». Программа «Генезис» — собственный проект Кузбасского технопарка, привлекла к участию молодых ученых, предпринимателей, инвесторов. В результате конкурсного отбора заявок Экспертный совет акселератора, состоящий из представителей вузов, научных организаций, бизнес-сообщества, органов государственной власти и независимых экспертов, рекомендовал к участию в финале 21 проект. Участники  программы «Генезис» за два месяца прошли бесплатный образовательный интенсив, получили знания по организации успешного выхода на рынок или масштабированию  инновационного бизнеса. В результате обучения идеи участников, или уже действующий бизнес,  трансформировались в инновационный продукт, соответствующий потребностям кузбасской экономики и рынка. Эти условия были основными для участников программы, готовивших свои проекты для представления инвесторам. По словам Сергея Рубана, программа интересна тем, что участникам предоставлена возможность за короткий срок развить свой проект в готовый интеллектуальный продукт. «Организаторам программы удалось подобрать такую тренерскую команду  которая в очень короткий срок помогла участникам проекта создать реальное дело, имеющие все шансы быть востребованным. «Генезис» показал жизнеспособность схемы идея-инновационный продукт-инвестор, и это вселяет уверенность в то, что работа молодых ученых, инноваторов, при выборе эффективной бизнес-модели, имеет перспективу на коммерциализацию. Уверен, что подобные программы будут всегда поддерживаться депутатами», — подчеркнул Сергей Рубан.         
14 декабря 2018
В Кузбассе открылся первый «Кванториум 42»
В торжественном открытии принял участие председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Сергей Ващенко. «Кванториум 42» – это образовательная площадка для детей по бесплатному дополнительному образованию с высокотехнологичным оборудованием и инновационной средой, формирующей у подрастающего поколения изобретательское, креативное и критическое мышление. В учреждение уже записалось 640 детей. Для воспитанников центра  подготовлена образовательная программа, развивающая командную работу и профориентацию. Ребята будут заниматься робототехникой и проектированием, изучать лазерные технологии и моделировать беспилотные аппараты. Выбор программ обучения в «Кванториуме 42» сделан с учетом перспектив развития региональной экономики Кузбасса. Сейчас это семь направлений (квантумов): АЭРО-квантум (создание модели летательных аппаратов), промышленный дизайн, VR-квантум (технологии виртуальной и дополненной реальности), IT-квантум, ГЕО-квантум (геоинформационные системы и геоданные), РОБО-квантум (робототехника) и HI-TECH. Преподаватели центра прошли обучение в инновационном центре «Сколково» и на базах действующих технопарков в Пензе, Владимире и Астрахани. «Всегда скептически относился к таким центрам. Полагал, что это старый добрый Дом творчества из моего советского детства. Признаю своё заблуждение — это принципиально иной уровень дополнительной подготовки наших детей по самым разным направлениям — от промышленного дизайна до робототехники»,- отметил Сергей Ващенко. По информации департамента образования Кемеровской области, в 2019 году второй в Кузбассе детский технопарк откроется в Новокузнецке. Всего до 2024 года в регионе заработают 12 кванториумов, 3 из них будут мобильные.
все новости
Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на Я согласен, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь