Историческая справка

Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 г. "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР". Однако освоение природных богатств земли Кузнецкой началось гораздо раньше.

По данным археологов первые поселения человека на территории современной Кемеровской области появились в период нижнего палеолита (ок. 400 тыс. лет назад). Основными видами занятий древних людей в этих краях были рыболовство и охота на животных. Впоследствии была освоена большая часть Кузнецко-Салаирской горной области, стоянки охотников располагались на высоких берегах рек Томь, Кондома, Кия. Многочисленны стоянки и сохранившиеся наскальные изображения (Томская писаница и др.), на которых представлены основные виды занятий и верований людей эпохи неолита. В последующие периоды специалистами выделяется ряд сложившихся на этой территории и сменявших друг друга культурно-исторических общностей, к крупнейшим из которых можно отнести представителей андроновской, ирменской и тагарской культур.

В V–IX вв. территория современной Кемеровской области подпадает под влияние пришедшего из Восточной Сибири тюркоязычного населения. С XV  в. эти земли находилась в зоне влияния Сибирского ханства. В результате миграций и ассимиляции сложилось три основные группы коренного тюркоязычного  населения: шорцы – на юге, телеуты – в присалаирских степях, и сибирские татары – на севере.

С XVII в. началось заселение русскими Верхнего и Среднего Притомья, были основаны Кузнецкий (1618), Сосновский (1657), Верхотомский (1665), Мунгатский (1715) остроги. После создания системы укрепленных острогов произошло окончательное формирование Томско-Кузнецкого земледельческого района в котором были представлены государственные пашенные и монастырские крестьяне, служилые люди. После обустройства в XVIII в. Сибирского тракта, прошедшего через Томск и северные территории современной Кемеровской области, расширилась вольная крестьянская колонизация.

Территория современной Кемеровской области входила в состав Сибирской губернии (1708–1779), Колыванской области Тобольской губернии (1779–1783), Колыванской губернии (1783–1796), Тобольской губернии (1796–1804) и Томской губернии (1804–1925).

В 1742 году часть крестьян была приписана к алтайским заводам А. Н. Демидова, а в 1747–1917 гг. Кузнецкий округ  включен в управляемый Кабинетом Его (Её) Императорского Величества Колывано-Воскресенский (с 1834 г. – Алтайский) горный округ. Это привело к развитию добывающей и металлургической отраслей промышленности. В 1771 г. на берегу р. Томь-Чумыш был построен Томский железоделательный, в 1795 г. на базе Салаирских серебряных рудников – Гавриловский сереброплавильный, в 1816 г. – Гурьевский сереброплавильный (с 1844 г. – железоделательный) заводы. В первой половине XIX в. в Мариинской тайге и в Горной Шории было открыто и стало добываться золото.

Каменный уголь был обнаружен в 1721 г. рудознатцем Михайлой Волковым. В 1842 г. геолог П. А. Чихачев исследовал и описал месторождения угля в Кузнецкой котловине, составил первую геологическую карту, введя географическое название «Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс)». Развитие добычи угля связано со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, прошедшей в конце XIX в. вдоль сибирского тракта, организованы частные Судженские (1897) и казенные Анжерские (1898) копи. В 1912 г. возникает акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей «Копикуз», получившее монопольное право на разработку угольных и железорудных месторождений в Кузбассе. В 1913 г. им добыто 774 тыс. т угля (3 % общероссийской добычи).

На рубеже XIX–XX вв. в регион прибывают крестьяне-переселенцы из центральных губерний, в годы столыпинской аграрной реформы их приток увеличивается. В 1916 году построены железнодорожные ветки Юрга – Топки – Проектная и Топки – Кемерово.

Весной 1918 года на территории современной Кемеровской области была установлена советская власть. В июне того же года, после выступления Чехословацкого корпуса, вся территория Кузбасса была занята войсками этого корпуса и Сибирской армией Временного сибирского правительства. В ноябре 1918 года власть перешла к «Омскому правительству» адмирала А. В. Колчака. В 1919 году регион стал одним из центров партизанского движения в Сибири, в ходе наступления Восточного фронта 1919–20 гг. территория была занята войсками Красной армии (однако до 1922 года продолжали действовать антибольшевистские повстанческие отряды).

В 1925–30 гг. территория современной Кемеровской области входила в Сибирский край, в 1930–37 гг. – Западно-Сибирский край, в 1937–43 гг. – Новосибирскую область. 26.01.1943 из состава Новосибирской области выделена самостоятельная Кемеровская область.

В 1920–30-е гг. шло активное промышленное развитие Кузбасса. После принятия плана организации Урало-Кузнецкого комбината (1930) только за 1931–32 гг. было построено 23 новых шахты, вступил в строй Кузнецкий металлургический комбинат – КМК (1932). Кузбасс стал второй после Донбасса угольной и третьей, после юга страны и Урала, металлургической базой СССР.

В годы Великой Отечественной войны на территорию современной Кемеровской области были эвакуированы 82 предприятия из центральных областей страны, среди которых комбинат № 392 (ПО «Прогресс»), заводы «Карболит», Т № 75 («Юргинский машиностроительный») и др. В период репрессий в Кузбассе широко использовался принудительный труд заключенных Горношорского (1938–40), Сибирского (1942–60), Северокузбасского (1947–65), Южнокузбасского (1947–65) и др. исправительно-трудовых лагерей НКВД, спецпереселенцев, военнопленных.

В 1950–70-е гг. в экономике Кемеровской области преобладали отрасли тяжелой промышленности: возник новый район угледобычи – Томусинский, построены Новокемеровский химкомбинат (1956, с 1975 ПО «Азот», с 1993 ОАО «Азот»), Западно-Сибирский металлургический завод (1964, с 1983 Западно-Сибирский металлургический комбинат, с 1992 ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», г. Новокузнецк). Открыты новые предприятий угледобычи: «Вахрушевский угольный разрез» (1955, в 1993–2003 ОАО «Вахрушевразрезуголь», г. Киселёвск), разрез «Черниговский» (1965, с 1991 ЗАО «Разрез "Черниговец"», г. Березовский), крупнейшая в России шахта «Распадская» (1973, с 1991 ЗАО «Распадская», с 2006 ОАО «Распадская», г. Междуреченск). Вступили в строй новые Южно-Кузбасская ГРЭС (1951, г. Калтан), Беловская ГРЭС (1964), Томь-Усинская ГРЭС (1958, г. Мыски).

Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги (в 1979–97 гг. Кемеровская железная дорога) включает участок Транссибирской магистрали (1896, Болотная – Тайга – Мариинск), линию Тайга – Томск – Белый Яр, имеет выходы из центра и юга Кузбасса в западном направлении на города Новосибирск и Барнаул, в восточном – на г. Абакан. Протяжённость автомобильных дорог – 8545 км (2006). По территории Кемеровской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-53 «Байкал» протяженностью 474 км.

В 1989 г. в Кузбассе прошла мощная забастовка шахтеров, положившая начало рабочему движению. В 1990-е годы была осуществлена реструктуризация угольной промышленности, приведшая к массовому закрытию шахт. В условиях рыночных реформ ведущие отрасли промышленности Кемеровской области оказались в глубоком кризисе.

В 2000-е годы началось последовательное возрождение промышленности Кузбасса. В 2016 г. доля Кузбасса составила 59 % добычи каменных углей в России и 72,6 % от добычи всех коксующихся углей, произведено 10,6 % проката черных металлов и 9,9 % стали. Кузбасс динамично меняет свой облик. Города и села Кемеровской области с каждым годом становятся все удобнее и комфортнее для жителей, появляются новые современные микрорайоны, обустраиваются парки и скверы. Реализация масштабных социально-ориентированных программ является приоритетом приложения усилий региональной власти.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на Я согласен, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь